
Копия дело № 2а-4753/23
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Казань 22 июня 2023 года
Вахитовский районный суд города Казани в составе председательствующего судьи Булатова И.Х., при секретаре судебного заседания ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к прокуратуре Республики Татарстан, прокуратуре ... и первому заместителю прокурора ... ФИО3 о признании бездействия незаконным и понуждении устранить допущенное нарушение,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к прокуратуре ... о признании бездействия незаконным и понуждении устранить допущенное нарушение.
В обоснование требований указано, что ... ФИО1 обратился в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с заявлением о проверке действий некоммерческой организации «Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан». ... из прокуратуры ... им был получен ответ на его обращение. Поскольку проверка по обращению была проведена не полно и не всесторонне, административный истец просит суд признать незаконным бездействие прокуратуры ... и обязать прокуратуру ... устранить допущенное нарушение.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании требования поддержал по изложенным в иске основаниям, пояснил, что просит суд признать незаконным бездействие прокуратуры ..., выразившееся в ненадлежащем рассмотрении его обращения от ....
Представитель административного ответчика – прокуратуры ...А.Б., действующий на основании доверенности в судебном заседании просил в удовлетворении иска отказать, поскольку проверка по обращению ФИО1, поступившей через Генеральную прокуратуру Российской Федерации была проведена полно и всесторонне, по результатам проведенной проверки доводов обращения, прокуратурой ... в адрес генерального директора некоммерческой организации «Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан» внесено представление об устранении допущенных нарушений федерального законодательства.
Представитель административного ответчика - прокуратуры Республики Татарстан и административный ответчик - первый заместитель прокурора ... ФИО3 в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, возражений не представили, отложить разбирательство не просили.
Представитель заинтересованного лица - некоммерческой организации «Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан» МаннаповР.Ф., действующий на основании доверенности в судебном заседании просил в удовлетворении иска отказать по изложенным в письменном возражении основаниям.
Выслушав доводы участников процесса, и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются Федеральным законом от ... N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», статьей 10 которого предусмотрено, что в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов, в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством.
Отношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от ... N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон), устанавливающим порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (статья 1 Закона).
В соответствии с положениями Закона гражданин при рассмотрении его обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 3 статьи 5 Закона).
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение (части 1 и 2 Закона).
В целях установления в органах прокуратуры Российской Федерации единого порядка рассмотрения обращений и организации приема граждан приказом Генерального прокурора Российской Федерации от ... N 45 утверждена и введена в действие устанавливающая общие принципы и способы организации работы Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (далее - Инструкция).
В соответствии с пунктом 1.1 Инструкции, инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах прокуратуры Российской Федерации.
Согласно пунктам 3.1 Инструкции, обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.
Согласно пункту 5.1 Инструкции, обращения граждан разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Если установленный срок рассмотрения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем рассмотрения считается следующий за ним рабочий день.
Из материалов дела усматривается, что ... в прокуратуру ... из Генеральной прокуратуры Российской Федерации поступило обращение ФИО1, в котором он просил провести проверку законности действий некоммерческой организации «Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан».
По результатам проведенной проверки обращения ФИО1 прокуратурой ... выявлены нарушения в работе должностных лиц некоммерческой организации «Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан» при рассмотрении обращения ФИО1 о предоставлении сведений по многоквартирному дому ... по ....
В этой связи, ... первым заместителем прокурора ... ФИО3 в адрес генерального директора некоммерческой организации «Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан» АбузяроваА.Р. внесено представление об устранении допущенных нарушений федерального законодательства, которое рассмотрено и ... генеральным директором некоммерческой организации «Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан» АбузяровымА.Р. в адрес прокуратуры ... направлен соответствующий ответ.
... первым заместителем прокурора ... ФИО3 в адрес ФИО1 направлен оспариваемый ответ.
Статьей 129 Конституции Российской Федерации определено, что прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.
Согласно статье 27 Федерального закона от ... N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения. При этом орган прокуратуры в рамках установленных законом полномочий самостоятельно определяет порядок разрешения обращений и дает на них ответы.
Из пункта 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ... N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» следует, что суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Совокупность вышеприведенных норм права и установленных по делу обстоятельств дают суду основания для отказа в удовлетворении заявленных ФИО1 требований в полном объеме, поскольку действия административных ответчиков по проведению проверки обращения ФИО1 от ... и направлению в его адрес ответа на его обращение соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, прав и охраняемых законом интересов административного истца на обращение не нарушают, препятствий для обращения в установленном законом порядке за защитой своих прав в суд не создают. Обращение ФИО1 рассмотрено административными ответчиками в установленном порядке и на него дан мотивированный ответ.
Орган прокуратуры самостоятельно определяет порядок разрешения обращений, а суд не вправе обязать прокурора принять по итогам проверки то или иное конкретное решение, которое, по мнению заявителя, представляется правильным. Несогласие административного истца с содержанием данных ответов не свидетельствует об их незаконности.
Доводы административного истца являются несостоятельными и не могут повлечь признание оспариваемого ответа незаконным, поскольку выбор конкретных мер прокурорского реагирования, если имеются к тому основания, равно как и отказ в применении этих мер, относится исключительно к усмотрению органов прокуратуры и не входит в компетенцию суда. Иное означало бы лишение органов прокуратуры самостоятельности в решении подведомственных им вопросов согласно положениям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, суд не находит правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления ФИО1 к прокуратуре Республики Татарстан, прокуратуре ... и первому заместителю прокурора ... ФИО3 о признании бездействия незаконным и понуждении устранить допущенное нарушение.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 175 - 180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ФИО1 к прокуратуре Республики Татарстан, прокуратуре ... и первому заместителю прокурора ... ФИО3 о признании незаконным бездействия по не рассмотрению заявления ФИО1 от ... и понуждении устранить допущенное нарушение, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Вахитовский районный суд города Казани.
Судья: подпись
Копия верна
Судья И.Х. Булатов